Меконгский бобтейл
О породе
Легенды о кошачьих таинственных похождениях невероятных красавиц и красавцев с тёмными мордочками, лапками и хвостами, охранявших сокровища в храмах и дворцах Древнего Города (Сиам), оживают, когда смотришь им в глаза. Ярко-голубой взгляд завораживает, и вопреки всем кошачьим правилам, меконгские бобтейлы не спешат отводить свой взор. Рассказывают, что тайских принцесс они часто сопровождали во время прогулок и подставляли свои изумительные хвосты под драгоценные кольца принцесс, когда те их снимали перед омовениями и купаниями. Излом на кончике хвоста не давал драгоценным кольцам соскользнуть на землю.
Сколько уже написано о великолепных хвостах меконгских бобтейлов! То, что принято считать у других пород плембраком (племенной брак) у меконгских бобтейлов признак породы. Заломы, крючки и петли на хвостах, совершенно уникальны и не повторяются, своеобразное «дактилоскопическое» отличие. Такое же искривление позвонков наблюдается у основания хвоста, их нельзя увидеть, и не каждый фелинолог сможет прощупать эту некорректность.
Ещё одно отличие меконгских бобтейлов, связанное с очередной легендой. Охраняя дворцы и храмы, бобтейлам приходилось сражаться не только с преступниками в человеческом обличье, а и с ядовитыми змеями, которыми кишели дворцы и сады, и если бы яд от укуса моментально попадал в кровь, то число защитников бы значительно уменьшилось. Поэтому кожа бобтейлов прилегает к мышцам неплотно, и кошки практически не реагируют, если кожу оттянуть. Это давало отважным защитникам большое преимущество – змеиный яд не проникал глубоко в мышцы (оттуда в кровь), а попадал в кожу, где, как известно, меньше кровеносных сосудов.
Меконгские бобтейлы славятся своими вполне «собачьими» повадками, согласитесь, далеко не каждая кошка согласится ходить на поводке, носить «поноску» в зубах, приносить хозяину нужные ему вещи, и, даже, просить поиграть с ними в известную собачью игру – бросать различные предметы. А вот меконгским бобтейлам это всё очень нравится, они даже при ходьбе цокают как собаки, поскольку не убирают на задних ногах когти. Меконги, в отличие от других кошачьих, практически не царапаются, а защищаясь, норовят укусить, а не поцарапать. Характер у меконгских бобтейлов непростой и интересный. Основная черта его – любознательность, которая заставляет их следовать буквально по пятам за хозяином, да и привыкают они к хозяину, а не к жилью, что также отличает их от других кошек, и делает ещё больше похожими на собак. Однако такой «прилипчивости» и назойливости, как у сиамов у них не наблюдается. Будучи потомками котов восточных пород, меконги очень любят «поговорить», делают это часто и с удовольствием, манера «разговаривать» отличается от «речи» тайцев, человеческий взгляд встречают смело, и глаз не отводят.
Очень интересны у меконгских бобтейлов «внутрисемейные» отношения. Главная в такой семье кошка, однако, все основные заботы о потомстве лежат «на плечах» кота. Даже обычная забота мамы, вылизывать котят, у меконгов возложена на кота, он же приучает их к туалету, к новой еде, греет их и спит вместе с ними, но не приведи господь, ему зазеваться, и что-то упустить – кошка может и оплеуху отвесить, и «выговор» дать. Но, коты настолько подчиняются своим красавицам, что переносят это молча, как и положено настоящим мужчинам, более того, как истые джентльмены, они искренне преданы своим мекгонским принцессам, следуют за ними по пятам, и охраняют от недоброжелателей.
История породы
Достоверно о происхождении меконгских бобтейлов не известно, более того, до 2004 года их называли тайскими бобтейлами. Приезжали они к нам в страну вместе со своими хозяевами, работавшими за границей в странах восточного региона, и родиной их считают Таиланд. Хотя привозили их из Китая, Камбоджи, Бирмы, Лаоса, то есть тех стран, на территории которых течёт Меконг. В этих странах меконги живут в домах местной элиты, и являются национальным достоянием.
Кошки внешне напоминали сиамов, у них были изломаны хвосты, тёмные мордочки и лапы. Вся история разведения породы связана с выведением тайских и сиамских кошек. Предки всех этих трёх пород впервые оказались в Европе в 1884 году, привёз первых таких кошек из Города Ангелов (Крунг Тхепа), столицы прежнего Сиама, позже названной Банкогом, Суэн Гуд — британский чиновник императорского посольства в Бангкоке. Пара кошек была ему подарена королём Сиама. На то время, это была высочайшая награда и знак высокого уважения и особого расположения. Дело в том, что вывоз таких кошек из страны был запрещён. Из Британии эти кошки, ошибочно называемые сиамскими, попали в США. Вполне возможно, что они попали в Америку и прямо из Сиама. Во всяком случае, в США президент Р. Б. Хейс и его супруга Люси Уэбб были владельцами сиамской кошки. А в Российской Империи владельцами первых сиамов в начале XVIII века, оказывается, была царская семья.
Предки мекгонских бобтейлов, ныне живущих в нашей стране, попали к нам не только из стран Ближнего Востока, но и стран Азии. Ирак – это родина Аль-Шаха, Китай – Кончиты, Лаос даже назван в честь своей страны Лаоса. Рама прибыла к нам из Бирмы, Ньян приехал из Вьетнама, География стран разнообразна, родина Алсун – Монголия, Збишека и Олеси – Иран. Именно этим красавцам и их потомствам выпала честь стать родоначальниками породы, названной тайскими бобтейлами, а впоследствии, меконгскими бобтейлами. Мнения экспертов-фелинологов в отношении тайцев расходились, некоторые из них считали, что тайские бобтейлы, это прямые потомки тайских кошек, с некорректностями в хвостах, произошедшие от скрещивания внутри породы.
Сегодня и завтра мекгонских бобтейлов
Автор первого стандарта тайских бобтейлов — Ольга Сергеевна Миронова из Санкт-Петербурга. В 1994 году, в декабре прошёл семинар фелинологов, на котором эксперты члены WCF, представители РФ и СНГ по аборигенным кошкам РФ, его предварительно утвердили. Дальнейшая корректировка стандарта состоялась на заседании МКЭФа (Международная коллегия экспертов фелинологов) в Москве в 1998 году. Этим стандартом запрещалось, в первую очередь, скрещивание тайской кошки с тайским бобтейлом.
Потому что постав глаз и ушей, их размер, строение головы, а также формат корпусов этих пород совершенно различны. Однако, не смотря на запрещение и стандарт, межпородные скрещивания продолжились. Разделяли и документировали котят просто – котёнок с длинным хвостом – тайский, а с изломанным – тайский бобтейл. Надо подчеркнуть, что клубы московский «Коргоруши», санкт-петербургский «Котофей», курский «Баст», автозаводской «Ауринко» и тверской «Триумф» не проводили подобных вязок. На заседании МКЭФа в 1998 году приняли утончённый и окончательный стандарт тайского бобтейла, он также запретил межпородные скрещивания. Когда в 90-х годах фелинологи РФОО «Коргоруши» начали серьёзную работу по разведению тайских бобтейлов, было очень сложно, так как подобных кошек в России было мало, иногда приходилось вязать кошек с серьёзной родословной с сертифицированными котами, что не приносило желаемого и ожидаемого результата. Однако фенологи производили суровый отбор и осуществляли жёсткий контроль животных, которых допускали к разведению.
В 1998 году вышла статья «По следам живой легенды», её опубликовал журнал «Друг» (И. Шустова, Л. Есина). Результатом этого стали множественные отклики, среди них оказались и пара владельцев тайских бобтейлов, у которых дома были кот и кошка, и племенное разведение получило новый толчок развития. К этому времени контроль разведения породы стал значительно жёстче, Все кошки с плембраком (неподвижные хвосты, длиннее туловища, «отодвинутый боб», меньше 3-х позвонков в хвостах) к скрещиванию не допускались.
Отдельно надо отметить, что только такой человек, как Людмила Константиновна Есина, благодаря своей целеустремлённости и увлечённости этой породой, смогла добиться того, что стандарт породы был утверждён в 2004 году Генеральной Ассамблеей WCF. И именно тогда официально породу стали называть меконгский бобтейл. С этих пор всем ассоциациям мекгонского бобтейла с тайской кошкой наступил конец. Меконгский бобтейл был признан отдельной самостоятельной породой.
На сегодняшний день европейские клубы РФ, Белоруссии, Латвии, Украины, Германии, Польши и США насчитывают больше 700 мекгонов, всевозможных окрасов: кроме сил пойнт, появились сил-тэбби пойнт, блю пойнт, шоколад пойнт, сил-торти пойнт, ред пойнт, ред-тэбби пойнт, блю-крем пойнт. Порода уверенным шагом завоёвывает популярность, и становится всё более известной. Лучших представителей заслуженно награждали на всевозможных чемпионатах, чемпионы мира, и кандидаты в чемпионы теперь уже не редкость среди меконгов.
Хотя, проблемы всё-таки имеются – некоторые недобросовестные заводчики, стараясь получить необычный новый окрас, продолжают вязать мекгонских бобтейлов с кошками других пород, что совершенно недопустимо, разве можно допустить, чтобы ради окраса были утеряны основные показатели этой редкой породы. Каждый настоящий заводчик, искренне увлечённый и преданный этой породе, хочет её процветания и улучшения.